Герб Чишминского района

Муниципальное автономное учреждение культуры
«Чишминская районная межпоселенческая библиотека»
муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан

«Писатель – педагог: наставник многих поколений»

К.Д. Ушинского по праву можно считать основоположником русской, и в частности, дошкольной педагогики. Он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли, глубоко проанализировал теорию и практику  воспитания, в том числе и дошкольного. Обосновал идею народного воспитания. Его учения о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе оказали огромное влияние на многие последующие поколения педагогов.

Амосова Н.В.

 

Константин Дмитриевич Ушинский – великий русский педагог, основоположник научной педагогики в России.

В 1864 году им были написаны книги «Родное слово» и «Детский мир». Это фактически были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову» — «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность, как пособие по методике преподавания родного языка, оно не потеряло и по сей день. Это были первые в России учебники для начального обучения детей, и это были первые массовые и общедоступные книги. Они расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров.

Книгу «Родное слово» можно предложить ребенку, как только он научится самостоятельно читать. В ней подобраны рассказы, чередующиеся со стихотворениями, оптимальные по объему (один рассказ можно прочесть за один присест). Ребенок, дочитав текст до конца помнит содержание в начале и в середине. Однако, несмотря на это, смысл очень глубокий,  можно задать много вопросов на понимание прочитанного. На каждой странице есть иллюстрация, соответствующая тексту.  Автор наглядно вводит детей в науку через окружающие их и уже знакомые им образы действительности. Она приводит в систему и уясняет детям те сведения, которые уже приобретены ими непосредственно из самой жизни.

В книге для первоначального чтения статьи о предметах наглядных занимают главное место.

Содержание своей книги для чтения он сгруппировал в два отдела, раскрывающих, в доступной детям форме, существование категорий пространства и времени. «Все, что совершается в видимом мире, совершается не иначе, как в известном месте и в известный период времени, – отмечал он.

Язык изложения прост, но он не является подделкой под детский язык, которая совершенно неуместна в детской книге.

В жизни ребенка очень велика роль эмоциональной стороны психики. Поэтому К.Д. Ушинский связывал статьи, имеющие целью сообщение серьезных знаний, с близкими по смыслу художественными произведениями, так, чтобы они дополняли, оживляли эти статьи.

 

«Детский мир» и «Хрестоматия». Эти книги – логическое продолжение «Родного слова», являющегося образцом наглядной и постепенно развивающей методы первоначального преподавания. Эта книга более обширная, емкая и содержательная. Происходит постепенное введение детей в науку через окружающие их знакомые образы действительности.

Сначала взору открывается царство природы, не терпящей праздности и пустоты, затем предстает жизнь школы, призванной усвоить порядок, гармонию, содержательность, стремление созидать, свойственные природе. В разделе «Времена года» четыре рассказа описывают российскую зиму, весну, лето и осень. Рассказы «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень» дают представление о смене времен года. Простые понятия, ясный язык, спокойная интонация – все располагает маленького читателя к восприятию информации, заключенной в этих рассказах.

Рассказ «О человеке» начинается словами: «Я человек, хотя еще и маленький, потому что у меня есть такая же душа и такое же тело, как и у других людей». Далее идет подробное описание человеческого тела, а в конце – напоминание: «Человек одарен прекрасно устроенным телом, одарен жизнью, одарен душой – свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной». В хрестоматии дан короткий рассказ об органах человеческого тела, о том, как они перессорились между собой, увидели, что это плохо, и помирились, «стали по-прежнему друг на друга работать – и все тело поправилось и сделалось здоровым и сильным».

Навыки, приобретенные при работе с «Родным словом»: сравнивая, сличая предметы, явления, группировать, комбинировать их по родам и видам, – обретают новый уровень, и дети могут видеть любое явление природы в окружении других явлений и определять их место и свойства, находящиеся в постоянном развитии и изменении.

Рассказы и статьи притягивают внимание детей своей занимательностью и великолепным слогом, доверительным и увлекающим тоном общения с маленьким читателем. При описании любого предмета, любого явления К.Д. Ушинский использует не сухие, выжатые формулировки, а словесные зарисовки, создающие в сознании детей яркие картины, образы.

Тот же авторский почерк виден в разделах, посвященных истории и географии. Детям предлагается курс Истории России, «Первое знакомство с родиной». Факты соответствуют «Повести временных лет» летописца Нестора и «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, но вновь изложены языком, доступным детям.

Третий отдел «Из географии» выводит детей за пределы того, что находится вокруг них и около. План класса, план дома, план двора, план улицы – предварительные упражнения, выполнявшиеся при работе по «Второй книге для чтения», и способствовавшие развитию предварительного географического инстинкта у детей. Круг, центром которого является ученик, расширяется до границ села, города, реки, «которая своим течением должна уже вывести дитя из ближайшей окрестности в обширное отечество» и за пределы его. А далее постирается космос. Это позволяет постепенно подвести детей к серьезному изучению географии.

После наглядного знакомства детей с понятием зрительной перспективы, сравнения кажущихся и подлинных величин предметов, описывается Земля, которая уподобляется шарообразному куполу церкви. Как мошке, ползающей по поверхности купола, трудно представить форму этого купола, так и человеку непросто было понять, какова форма Земли. Но нашлись такие смельчаки, которые, плавая по морям и океанам, сделали открытие, что Земля имеет круглую форму. И далее, следуя путями первооткрывателей, происходит знакомство детей с полушариями, континентами и океанами – самыми масштабными единицами земной поверхности. Изучение гор, морей, рек, стран, городов, народностей следует после того, как дети окинут взором небесный свод и познакомятся с именами знаменитых астрономов и физиков. Завершается курс географии описанием путешествия по родимой сторонушке, по Волге-реке от Петербурга до Нижнего Новгорода. Это и описания природы, и экскурсы в историю, и бытовые зарисовки, как всегда захватывающие воображение и ласкающие слух мелодикой плавной, содержательной речи.

Произведения Ушинского отличаются простотой: на примерах преподают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем. В некоторых рассказах К. Ушинский подводит детей к самостоятельному выводу о том, что такое хорошо, а что плохо, что можно делать, а что не надо.

При чтении научно-познавательных книг К.Д. Ушинского дети, учатся мыслить самостоятельно, выделять главное, сохраняя живое восприятие прочитанного. Книги «Родное слово»  и «Детский мир и хрестоматия» – бесценная кладезь знаний!