Бөйөк шағир Мостай Кәримдең әҫәрҙәре ҡабатланмаҫ, үҙенсәлекле. Уларҙы уҡыу менән тормошҡа ҡарашыңды бөтөнләй үҙгәртәһең, йәшәү өсөн көс табаһың.
Ә уның тыуған ауылы Келәш тураһында күптәрегеҙ беләме икән?
Әйҙәгеҙ, танышып китәйек!
Уҡыусыларыбыҙ иғтибарына Мостай Кәримгә һәм уның тыуған ауылы Келәшкә арналған мәғлүмәти-библиографик ҡулланма:
“…Европаны гиҙҙем, Азияны,
Күп күрҙем мин матур, яҡшыны.
…Беләм, ауылым илдәрҙә бер түгел,
Ләкин ерҙә ул иң яҡыны…”
/Мостай Кәрим/
Богата талантами Чишминская земля. Именно здесь, в этой благодатной земле, родился и вырос народный поэт Башкортостана, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР и РСФСР им. Станиславского и, просто, преданный сын своей земли – Мустай Карим.
Известно, что гении приходят в мир незаметно. Гений Мустафа Сафич – в прошлом босоногий мальчишка, сын крестьянина-середняка, солнечным ветром ворвался в жизнь своего народа.
Любовь к родному краю, к живущим здесь людям пробудила в нем тягу к творчеству. А, как нам известно, начало его творчества приходится на школьные годы – в 6 – м классе поэт начинает писать стихи.
Было бы лишне, раз за разом повторять биографию великого классика. О нем самом и поэтическом многообразии его творчества известно у нас каждому, от первоклассника до ветерана.
Мустай Карим – художник многогранного таланта. Он не только великий поэт, автор многих поэтических сборников, но и превосходный драматург, прозаик и критик, публицист и переводчик. Его глубокосодержательные стихотворения, пронизанные острым драматизмом повести, стали духовным богатством башкирского народа. Именно Мустафа Сафич является первым башкиром, прославившим Башкортостан. У поэта особое чувство любви к башкирскому народу. Эту самую любовь он выразил в своем стихотворении «Не русский я, но Россиянин!». Данное стихотворение поэта послужило тем, что Башкортостан за рубежом называют «Страной Мустая Карима».
Мир Мустая Карима – это целая огромная страна, страна яркая, светлая, манящая, благородная. Это страна, где торжествуют добро и справедливость, любовь и сострадание, высокое слово и незаурядный ум.
Интерес к творчеству Мустафы Сафича высок, так как его произведения – это урок жизни, добра, мудрости народа, творения добрых дел, глубоких традиций, совестливости, почтения и уважения к старшему поколению.
Как и сотни тысяч его сверстников, наш земля прошел суровую школу Великой Отечественной войны. Безграничная любовь к своей Отчизне, мужество и самоотверженность советских воинов, с которыми Мустай Карим прошел от Москвы до Берлина, гордость за красоту и величие духовного облика советского человека ощущаются почти в каждом стихотворении о войне. Говоря о военной поэзии Мустая Карима, не случайно Кайсын Кулиев размышлял о ее гуманистической направленности: “На свете много хороших поэтов. Чем же дорог мне один из них – Мустай Карим? Прежде всего глубокой добротой и естественностью своей поэзии. Я имею в виду ту доброту, которая рождает героев.
Ею движимо все прекрасное на земле, через нее печется хлеб и люди совершают подвиги. Она дала нам силы победить фашизм”.
Искание вечных истин сделало творчество Мустая Карима нетленным, неподвластным времени. Для людей всех поколений народный поэт останется культурным символом, патриархом духовности, эпохой в литературе.
Мустай Карим
КАРИМ Мустай [(псевдоним, настоящие фамилия, имя, отчество- Ка¬римов Мустафа Сафич), р.20.10.1919, д. Кляшево Уфимского уезда Уфимской губернии, ныне Чишминского района РБ – 21 сентября 2005 года, похоронен на Мусульманском кладбище в г. Уфе], башкирский поэт. Герой Социалистического Труда (1979), заслуженный деятель искусств РСФСР 1982), народный поэт БАССР (1963). Почетный академик АН РБ (1992). Участник Великой Отечественной войны. В 1941г. окончил Башкирский педагогический институт им. К.А.Тимирязева. В 1951—1962гг. председатель правления Союза писателей (СП) БАССР, избирался секретарем правле¬ния СП РСФСР. Печатался с 1939г. В первых сборниках стихов и поэм “Отряд тронулся”, “Весенние голоса” (1941) выступал как поэт-лирик. Героика и трагизм войны нашли отражение в сборниках стихов “Мой конь” ( 1943), “Стихотворсния” (1945), поэмах “Декабрьская песня”
(1942), “Ульмасбай”, (1942 —1944), “Черные воды” (1961). В стихах военных лет поэт отразил гуманистическую Миссию Красной Армии. Одна из первых послевоенных книг “Возвращение” (1947). Послевоенное творчество М. Карим переживает качественное обновление, расширяется тематика, углубляется философская суть его поэзии. Об этом свидстельствуют сборники стихов и поэм “Европа – Азия” (1954), “Реки разговаривают” (1961), “Четыре времени любви” (1978), “Времена” (1982) и др. М. Карим широко известен как драматург, прозаик и публицист. Его пьесы, вошедшие в золотой фонд башкирской драматургии, многообразны по жанрам: это драмы “Страна Айгуль” (1967), “Пеший Махмут” (1981), комедия “Похищение девуш¬ки” (1958), трагедии “В ночь лунного затмения” (1963), “Салават. Семь сновидений сквозь явь” (1971), “Не бросай огонь, Прометей” (1975). М. Карим – автор повестей “Радость нашего дома” (1951), “Таганок” (1966), “Помилование” (1986). Популярна автобиографическая повесть “Долгое-долгое детство” ( 1976). Удостоен Государственной премии СССР (1972), Ленинской премии (1984), Государственной премии РСФСР им. К.А.Станиславского (1967), Республиканской премии БАССР им. Салавата Юлаева (1967). Награжден 2-мя орденами Ленина (1967, 1979), Трудового Красного Знамени (1955, 1962), Дружбы народов (1984), “Знак Почета” (1949), Отечественной войны 1-й (1985) и 2-й (1945) степени, Красной Звезды (1944), “За заслуги перед Отечеством” 3-й степени (1995), орденом Салавата Юлаева (2003).
КЛЯШЕВО – родина гениев
Кляшево (башк. Келәш) – одно из самых живописных сел республики. Находится оно всего в 22 км от райцентра Чишмы и относится к Аровскому сельсовету.
… Согласно одному преданию, в 1745 году человек по имени Теляш, купив у жителей деревни Кучум землю за 3 рубля 50 коп. (заключил договор с хозяевами земли о плате за землю в течение 40 лет), поселился здесь с семьей. Деревню заложили на берегу реки Демы, недалеко от озера Мурза. После село перенесли из-за сильного паводка к другому озеру, Акманай.
Примечательно, что деревня раньше носила другое название, Теляш – по имени ее основателя. Но по ошибке неизвестного чиновника записали деревню как Кляш. Название с тех пор так и осталось. Улица в Кляшево была одна – Теменей, после появились улицы с любопытными названиями – Мечетная, Школьная, Мерзлые трубы, Черчэ (Шумная), Три Петуха, Губернаторская и другие.
Мустай Карим с улицы Черчэ
Центром жизни в селе Кляшево была школа. Здесь была и библиотека, и читальня, и клуб. Кляшевскую среднюю школу, которую открыли как медресе в 1870 году, окончили народные поэты Башкортостана Сайфи Кудаш, Мустай Карим. Так вышло, что в школу Карим поступал целых три раза. В первый раз в 1926 году учеба не началась из-за того, что не набралось достаточно желающих учиться. В следующем году он заново пошел в первый класс, но проучился всего полтора года. В третий раз он поступил в первый класс в 1930 году. В одном классе учились дети разных возрастов. Мустай, 1919 года рождения, сидел неподалеку от своего двоюродного брата, родившегося в 1914 году. Вместе с Мустаем в школу пошла и младшая сестренка, шестилетняя Салиса. Ее посадили на первую парту, Мустая – на последнюю. Сестренка писала палочки и бегала показывать тетрадку Кариму – он был для нее большим авторитетом, чем учитель.
Трудное детство будущего поэта в деревне закалило его, сделало сильным: «Я родился в многолюдной семье, где еще были ощутимы родовые устои. Трудно сказать, каким по счету ребенком появился я в доме. Год моего рождения 1919, месяц – октябрь. Всему, что я знаю и умею, меня научили люди. Мать учила ходить, брат Муххарам – плести лапти, брат Муртаза – читать и выводить первые буквы. Дружба с моими сверстниками и старшими современниками, такими как поэты Сайфи Кудаш и Николай Рыленков, Расул Гамзатов и Михаил Дудин, Кайсын Кулиев и Назар Наджми, учила меня быть мужественным и добрым, правдивым в помыслах и верным в поступках».
В своей книге «Мгновения жизни» Карим писал о том, как с братом Ильясом целыми днями сидел у кляшевского озера в надежде поймать рыбу и принести домой хоть какую-то пищу. Тем не менее, детство свое, поэт всегда вспоминал с любовью, улыбкой:
«Однажды, в 1932 году, очень голодный год был, мы поздно пахали. Осенью. Шел дождь. Я пришел усталый, замерзший, голодный, и вдруг дома запахло кашей. Мать откуда-то достала крупы и сварила кашу с тыквой. Вот тогда я был очень счастлив. Мы, мальчишки улицы Черчэ, – писал поэт, – росли шумно, дружно, во всем подражая взрослым. За околицей у нас были свои игрушечные пашни и луга, мы ежегодно устраивали даже свой сабантуй с бегами, борьбой и другими состязаниями; победители получали в подарок красивые обертки из-под фамильного чая и мыла, которые мы накануне собирали «с населения», обходя всю улицу».
…Ты знаешь, как на родине моей
Бежит вода жемчужная, как слезы,
Томятся белоствольные березы
В зеленом обрамлении полей?..