Сегодня день рождения народной артистки РФ Татьяны Евгеньевны Самойловой
Ассоциировать женщину с войной — что может быть страннее этого? Символ мира, дома, уюта и любви — да, но войны? Между тем, говоря о Татьяне Самойловой, обязательно вспоминаешь эту самую войну, потому что Самойлова — это прежде всего «Летят журавли», один из лучших фильмов о Великой Отечественной. Так что как только увидишь лицо Татьяны Евгеньевны — сразу вспомнишь фильм Михаила Калатозова и Сергея Урусевского, кружащиеся в вальсе березки в глазах у падающего Алексея Баталова. И наоборот: увидишь летящих в небе журавлей — непременно Самойлова привидится.
Первая же главная роль привела Татьяну Самойлову на красную ковровую дорожку фестиваля в Каннах. Здесь молодую актрису называли русской богиней и прочили ей мировую славу. Советские режиссеры восхищались красотой и талантом Самойловой. Восхищались, но сниматься не приглашали… Вероника и Анна Каренина — два образа, которые остались с актрисой на всю жизнь.
Татьяна Самойлова родилась в семье актера театра и кино Евгения Самойлова. Несколько лет девочка занималась балетом, но с самого детства мечтала быть актрисой.
В 1953 году Татьяна Самойлова стала сначала слушательницей, а потом студенткой Театрального училища имени Щукина. В первой картине — «Мексиканец» (1955) — она снялась уже через два года после начала учебы.
«Вместе со школьными подругами каждую субботу и воскресенье мы ходили в Театр Маяковского, где тогда папа работал, и, естественно, я всегда хотела стать только актрисой».
«Летят журавли»
Роль Вероники в фильме Михаила Калатозова «Летят журавли» стала второй работой актрисы в кино и принесла ей мировую славу. Оператор-постановщик Сергей Урусевский придумал и сконструировал для фильма круговые рельсы, которые позволяли снимать движущейся камерой. Он скрупулезно работал со светом и, как говорила Самойлова, «рисовал» ее: «Такой красивой, как в этом фильме, я в жизни никогда не была».
«Это было опровержение актерской игры. Так играть нельзя. Это был обнаженный нерв и абсолютная открытость. Все было пропитано током высокого напряжения».
Советские зрители, включая партийную верхушку, сдержанно встретили новую картину. Не все смогли увидеть личную трагедию героини за образом девушки, не дождавшейся с войны своего жениха. Однако на Каннском фестивале картина получила «Золотую пальмовую ветвь», а Татьяна Самойлова — премию «Апельсиновое дерево» как «самая очаровательная и скромная» актриса фестиваля. Так фильм увидели и оценили 59 стран, после чего лента попала и в советские кинотеатры. С тех пор ни один фильм, снятый в России, не смог завоевать высшую награду Каннского фестиваля.
«В королевском дворе были высажены мандариновые деревья, рядом — табличка с моим именем. Теперь мне каждый год присылают из Франции их плоды. В Канны нас приехал поздравить Пабло Пикассо. Он захотел познакомиться, по его словам, с «простой московской девочкой, которая скоро станет звездой мирового экрана».
После картины «Летят журавли» актриса снималась мало: всего в ее фильмографии 24 работы. Татьяну Самойлову часто приглашали в Голливуд, но советское правительство не выпускало ее в Америку. Актриса снялась в советско-французском фильме «Леон Гаррос ищет друга» (режиссер Марсель Палиеро, 1960), в венгерской картине «Альба Регия» (режиссер Михай Семеш, 1961), в советско-итальянской ленте «Они шли на восток» (режиссер Джузеппе де Сантис, 1964).
«Анна Каренина»
В 1967 году вышел фильм Александра Зархи «Анна Каренина». Режиссер выбрал Татьяну Самойлову на главную женскую роль, хотя внешне она была мало похожа на героиню, описанную Толстым в романе. Позже Самойлова говорила, что, не сыграв Анну Каренину, она бы не почувствовала себя актрисой. Фильм Александра Зархи, как и «Летят журавли», имел все шансы получить признание в Каннах. Но во Франции начались студенческие волнения, и фестиваль в том году не состоялся.
«Можно было пригласить на роль Карениной талантливую красивую актрису. Но мне казалось, что погоня за банальной доходчивостью упростит дорогой всем образ, лишит его пленительного своеобразия и загадочности, которые были в Анне».
Алексея Вронского в картине сыграл бывший муж Татьяны Самойловой Василий Лановой. Позже он вспоминал: «Нам было легко играть Вронского и Каренину, потому что у нас был определенный пережитый опыт».
В последние годы актриса снималась нечасто. В 2000 году в документальной ленте Ренаты Литвиновой «Нет смерти для меня» Татьяна Самойлова рассказывает о своих героинях. В фильме также снялись Нонна Мордюкова, Татьяна Окуневская, Лидия Смирнова и Вера Васильева. Интервью с актрисами в документальном фильме дополнены кадрами из советских кинолент.
«Мои героини всегда со мной, и я не чувствую себя ни обиженной, ни забытой, ни обделенной».
«Я по-прежнему считаю, что мне в жизни повезло. Многим ли женщинам выпадает такое счастье — сниматься в кино, да еще в таком — бессмертном!»
Татьяна Самойлова умерла 4 мая 2014 года, в день своего 80-летия. Она похоронена на главной аллее Новодевичьего кладбища.
По материалам сайта https://www.culture.ru/persons/7540/tatyana-samoilova