Герб Чишминского района

Муниципальное автономное учреждение культуры
«Чишминская районная межпоселенческая библиотека»
муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан

Бессмертный литературный полк

 

Великая Отечественная война объединила весь многонациональный народ нашей страны в борьбе против врага. С оружием в руках защищали Родину представители самых разных профессий. Среди них много писателей, поэтов. На мероприятии Час мужества “Бессмертный литературный полк” библиотекари познакомили старшеклассников с творчеством и боевым путем писателей-фронтовиков Чишминского района: Мустая Карима, Мусы Гали, Габдуллы Байбурина, Диниса Исламова и Рахима Саттара.

Мустай Карим (Мустафа Сафич Каримов) – великий башкирский поэт, писатель, драматург, публицист, гражданин и воин, участник Великой Отечественной войны, кавалер многих боевых и трудовых орденов и медалей, выдающийся общественный деятель.
Родился 20 октября 1919 года в деревне Кляшево Чишминского района Башкирской АССР. В 1941 году окончил факультет языка и литературы Башкирского государственного педагогического института им. К.А. Тимирязева. Трудовую деятельность начал ещё в годы учёбы: в 1938—1939 годах работал в журнале «Пионер», в 1939—1941 годах был консультантом Союза писателей Башкирии.
После окончания института был призван в ряды Красной Армии и направлен в Муромское училище связи. В мае 1942 года в звании младшего лейтенанта направлен в 17-ю мотострелковую бригаду начальником связи артдивизиона. В августе 1942 года тяжело ранен, около полугода находился в госпиталях. После выздоровления вернулся на передовую в качестве корреспондента фронтовых газет «За честь Родины» Воронежского фронта и «Советский воин» 3-го Украинского фронта. Закончил войну в Вене. Об этой войне он позже много писал, говорил о ней с молодежью.
Среди самых значительных произведений Мустая Карима — повести «Радость нашего дома» (1951), «Таганок» (1962), «Долгое-долгое детство» (1978), «Помилование» (1985), «Деревенские адвокаты» (1987); пьесы «Неспетая песня» (1951), «Похищение девушки» (1958), «В ночь лунного затмения» (1963), «Страна Айгуль» (1967), «Салават» (1971), «Не бросай огонь, Прометей!» (1975), «Коня Диктатору!» (1980). Творчество Мустая Карима стало олицетворением башкирской литературы и всей нашей республики. Опубликовано более ста поэтических и прозаических книг, свыше десяти драматических произведений, переведённых на разные языки мира.
Мустай Карим — активный участник общественной и политической жизни. С 1955 года — депутат Верховного Совета РСФСР, заместитель Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР, депутат Верховного Совета БАССР. До 1961 года возглавлял Союз писателей Башкирии, был секретарём правления Союза писателей РСФСР. Многие годы работал председателем Башкирского комитета защиты мира, был членом комитета по Ленинским и Государственным премиям при Совете Министров СССР.
Деятельность Мустая Карима высоко оценена государством. М.С.Каримов — Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный поэт Башкортостана, Почетный академик Академии наук Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии, Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского, Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева, Международной премии имени М.Шолохова, награжден двумя орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, орденом «Знак Почета», Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, «За заслуги перед Отечеством»2-й и 3-й степени, орденом Салавата Юлаева.
Умер Мустай Карим на 86-ом году жизни 21 сентября 2005 года. Его похоронили на Мусульманском кладбище в Уфе. Поэт-фронтовик Мустай Карим до последних дней своей жизни главным праздником считал 9 Мая – День Великой Победы. Пока хватало сил и здоровья, старался встречаться с молодежью, школьниками, чтобы рассказать правду о войне и незабываемой радости победы. Мустай Карим — это наше национальное достояние, достояние общечеловеческой культуры нашей большой многонациональной страны.

Муса Гали (Габдрахман Галеевич Галеев) родился в 1923 году в деревне Старо-Мусино Уфимского кантона Башкирской АССР, ныне Чишминского района Башкортостана. Рано лишившись отца, он воспитывался у дедушки. Окончив семилетнюю школу, один год учился в Уфимской медицинской школе, в 1939 году поступил в Давлекановское башкирское педучилище.

В марте 1942 года Муса Гали был призван в ряды Красной Армии. С осени 1943 года принимал участие в боях с фашистами, форсировал Днепр, освобождал Украину и Белоруссию. После тяжелого ранения находился в госпитале, а по выздоровлении продолжил военную службу до 1946 года. За храбрость и отвагу, проявленные в боях, награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалью «За отвагу». После демобилизации работал учителем и завучем в Чувалкиповской семилетней школе Чишминского района.

В 1948-1952 годах Муса Гали — студент Башкирского государственного педагогического института. С 1952 по 1959 годы работал заведующим отделом литературы и искусства в редакции журнала «Пионер». В 1956 году вступил в Союз писателей СССР. Трудился литературным консультантом в Союзе писателей Башкортостана. В 1963-1965 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.
Первые свои стихи опубликовал в 1940 году. Сборник его стихов «Светлый день» вышел в 1953 году. Муса Гали является автором свыше сорока книг, четырнадцать из которых изданы в Москве. Своими поэмами «Песня Агидели», «Разговор через моря», «Июньские вечера», «Солнечный ветер» поэт завоевал широкую популярность среди любителей литературы. Он создал также произведения прозы и драматургии.

Байбурин Габдулла Гиндуллович родился 1 марта 1925 года в деревне  Сафарово Уфимского кантона БАССР, ныне Чишминского района РБ.
Кляшевская сельская модельная библиотека для своих читателей показала диафильм по мотивам сказки Габдуллы Байбурина «Дедушка Завтра», которая издавалась отдельной книгой на башкирском и русском языках. Габдулла Байбурин много писал для детей. Он посвятил сборники рассказов «Крылатый конь» и «Голубая бабочка», вышедшие в Башкнигоиздате.
Габдулла Гиндуллович в 1943-1945 годы принимал участие в Великой Отечественной войне.  В 1952 году окончил Башкирский государственный педагогический институт им. К.А.Тимирязева, в 1970 году – Высшие литературные курсы в Москве.
В 1952-54 годы работал учителем средней школы в городе Октябрьский, в 1954-58 годы – заведовал отделом литературы журнала “Пионер”. В 1958-68 годы был заведующим отдела художественной литературы, в 1971-75 годы –  заместителем главного редактора Башкнигоиздата.
Байбурин Г.Г. начал печататься в 1942 году. Автор сборников стихов и поэм “Весенний гром” (“Язгы кукрэу”), “Встреча в песне” (“Йырза осрашыу”), “Поэма и стихи” (“Поэма hэм шигырзар”), “По пути” (“Yтеп барышлай”). Как прозаик он известен самобытными рассказами-новеллами, наделенными тонким юмором.
Пьесы Габдуллы Гиндулловичы “Ива клонится” (“Тал бэгэлэ”), “Белый ворон” (“Ак козгон”), “Голубые дороги” (“Зэнгэр юлдар”) шли на сценах республиканских театров. Писатель перевел на башкирский язык рассказы Я.Гашека, К.Ушинского, стихотворений Ш.Петефи. Им составлены двухтомники произведений украинских и казахских писателей в переводе на башкирский язык, 6 выпусков альманаха “Молодые силы” (“Йэш кэстэр”), антология башкирского рассказа и другие. Он член Союза писателей Башкирской АССР. Награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.
Байбурин Габдулла Гиндуллович – Заслуженный работник культуры РСФСР.

Динис Исламов родился 15 декабря 1921 года в деревне Новомусино Чишминского района РБ. Его родители: Исламов Фатхелислам и Ишмаева Галия Сулеймановна были в числе первых переселенцев из деревни Старо-Мусино в д. Новомусино в 1921 году. В семье было семеро детей, Динис был старшим ребёнком. Фатхелислам, желая, чтобы его сын стал благочестивым, образованным и воспитанным, назвал его Динисом. В то время никто не мог предположить, что спустя годы этот мальчик станет храбрым защитником Родины от фашистских захватчиков, награжденным орденами и медалями, а после Великой Отечественной войны – известным писателем.  После окончания школы в 1936 году Динис учится на курсах подготовки учителей-историков на металлургическом рабфаке «Востокметалл». Уже в 1940 году он начинает работать учителем истории в Таймасовской школе Кумертауского района. Перед самой войной Диниса Исламова призывают на военную службу. После окончания военно-инженерного училища в 1942 году его отправляют на фронт. Участвует в тяжелых боях за Донбасс, форсирует Днепр и Днестр, освобождает Одессу, Белоруссию и Польшу. Войну Динис Исламов заканчивает в Берлине и возвращается домой только в 1947 году.

После демобилизации работает литературным сотрудником отдела партийной жизни республиканской газеты «Кызыл тан». В 1952 году вновь призывается в армию. После демобилизации работает в редакциях газет «Кызыл тан», «Совет Башкортостаны». Роман Диниса Исламова «Дорога Москвы» (1968) освещает правду войны в различных аспектах: и горечь отступлений в первые месяцы войны, и радость первых побед над фашистами под Москвой. Автор раскрывает и настроение воинов, и стремление всех – от рядовых солдат до высшего командного состава, во что бы то ни стало отстоять Москву, защитить Родину, победить врага. Роман «Южное солнце» остался   незавершенным из-за смерти автора.

 Рахим Саттар (Абдрахим Сулейманович Абдулсаттаров) родился в с. Нижнее Хазятово Чишминского района Башкортостана в семье муллы. Учился в деревенской школе, затем в Уфе. Стихи начал писать в школьные годы. Работал шахтером в Донбассе, лесничим. Экстерном закончил Казанский педагогический институт. Был призван в ряды Красной армии, служил на Дальнем Востоке, принимал участие в финской войне.

Демобилизовавшись, вернулся в Казань. Сначала работал заведующим отделом кадров Наркомпроса, затем журналистом в редакции молодежной газеты «Яшь сталинче» («Юный сталинец»), где заведовал военно-спортивным отделом. В 1941 году, отказавшись от брони, положенной ему как работнику обкома комсомола, добился назначения в десантные части. В марте 1942 года Рахим Саттар был высажен с десантом под Смоленском в тыл врага. Попал в плен.

Его переводили из одного лагеря в другой, 16 сентября 1942 года прибыл в Германию, в лагерь для военнопленных Вустрау. Активный участник подпольной антифашистской группы сопротивления «Идель-Урал».

Понятно, что это были не простые военнопленные. Офицеров группы Гайнана Курмаша набрали в разведшколу в Вульхайде, под Берлином. А возглавлял кафедру в этой разведшколе полковник ГРУ Николай Степанович Бушманов – бывший старший преподаватель тактики специального факультета Военной академии имени Фрунзе, начальник кафедры истории Гражданской войны. В довоенные годы у него были и студенты из Германии. На фронте он попал в плен. И так случилось, что захватили его собственные ученики.

Вместе с группой Курмаша Бушманов придумал и организовал операцию по переходу батальона легионеров на сторону белорусских партизан. В феврале 1943 года немцы торжественно проводили первый батальон татарского легиона на фронт. У Витебска по заранее разработанному плану в батальоне было поднято восстание, перебиты все немецкие офицеры. И почти в полном составе батальон пополнил партизанскую бригаду Бирюлина. Это были не просто 530 человек, а бойцы на подводах, вооруженные тремя пушками, винтовками, автоматами, пулеметами. Недавно из Витебского музея мне прислали список тех легионеров, которые попали в отряд Сурко. Из них 147 человек – уроженцы Татарстана.

В январе 1943 года Саттара определили на должность заместителя главного редактора газеты «Идель-Урал», которая выходила на татарском языке в Берлине. У него была относительная свобода передвижения, возможность встречаться с легионерами. Он пользовался этой возможностью для печатания и снабжения военнопленных антифашистскими листовками на русском, татарском, польском языках, сводками Совинформбюро, которые получал от Джалиля.

Саттар смело пользовался своими полномочиями замредактора в газете. Например, он написал материал о Тукае, который воспевал единство русских и татар, о Казани. Бурную реакцию вызвал анекдот: «Временно и свинья может быть зятем». Все понимали, что это прозрачный намек на временность «союза» легионеров с гитлеровцами. И все это публиковалось!

Последствия были бы самые серьезные. Но он сбежал с группой в пять человек. Побег готовился группой Курмаша. Перед Саттаром стояла задача пересечь линию фронта, добраться до партизан и сообщить советскому командованию о подпольной организации в легионе «Идель-Урал» и готовящемся втором переходе легионеров на сторону партизан. Предупредить о времени и месте перехода было необходимо, потому что легионеры носили немецкую форму и партизаны могли встретить их огнем.  У Рахима Саттара  был какой-то специальный пароль для перехода в Красную армию. У агентов ГРУ были свои секретные знаки. Это могло быть что угодно – необычным способом пришитая пуговица или какой-то другой предмет. Саттар носил с собой в кармане маленькую веревку – кусочек парашютного стропа, причем стропа определенного качества, срезанная в определенном месте. Для непосвященных это просто обрывок обыкновенной веревки, а на самом деле – пароль, пропуск домой. И такой пропуск у Саттара был.

До партизан сбежавшие не дошли. Судьба группы до сих пор остается невыясненной. Известно только, что их проводника – польского лесника – гитлеровцы повесили. Скорее всего, они нарвались на немцев и погибли в перестрелке. Через много лет сыну Рахима Саттарова Илю Саттарову удалось найти очевидцев последнего боя отца. По их воспоминаниям, Саттар, отстреливаясь от преследователей, спрятался в одном из стогов сена. Немцы сожгли этот стог залпом из огнемета. Но тем не менее до сих пор Рахим Саттар считается не погибшим, а пропавшим без вести.

В плену Рахим Саттар продолжал писать стихи. Готовясь к побегу, он оставил блокнот со своими произведениями другу и соратнику по подполью Абдулле Алишу. Алиш незадолго до своей казни отдал блокнот двум татарским девушкам из Донбасса, угнанным немцами в Германию, попросил их сберечь его и передать на Родину. Пройдя через много рук, записная книжка с 24 стихотворениями Саттара дошла до Казани.