27 марта – Всемирный день театра
27 марта отмечается Всемирный день театра – праздник всех театральных деятелей и ценителей этого искусства. Театральное искусство является одним из древнейших искусств в истории, оно вносит большой вклад в культурное развитие общества. А начиная с 1961 года, вот уже более 60 лет, 27 марта все театралы отмечают профессиональный праздник.
История возникновения театра. Слово «театр» – греческого происхождения. В греческом языке оно означало место для зрелища и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно и развивалось вместе с жизнью самого человечества. Один из главных элементов театрального искусства – это игра. С нее все и началось. Это игры и обряды первобытных народов. В этих играх появились и первые «действующие лица» – добрые и злые силы. Их выражали не люди, а божества, духи, явления природы, смысла которых люди тогда еще не понимали.
Одним из наиболее важных средств достижения успеха в деле считалось волшебство. Оно состояло в том, что перед каким-нибудь действием, трудом разыгрывалась мимическая сценка, изображавшая успешное осуществление этого процесса. Участники обрядовых игр использовали сложную пантомиму, сопровождая ее музыкой, танцами, песнями.
Местом рождения театра можно считать Древнюю Грецию. Древние театры были открытыми и достигали огромных размеров, они могли вмещать до 44 тысяч человек. Актеры пользовались в Греции большим почетом. Они должны были уметь петь, танцевать, владеть искусством слова.
В России, как и в других странах, появление национального театра связано с народными играми и обрядами. Так, перед охотой предки славян исполняли особые танцы. А самыми веселыми были предвесенние праздники: нужно было задобрить божество, чтобы оно проснулось раньше, тогда урожай будет богаче. А задобрить его можно было только весельем, шутками, смехом. Во всех этих обрядах, играх, праздниках стали выделяться люди, которые своим умением петь, плясать, шутить, играть на музыкальных инструментах, рассказывать сказки привлекали всеобщее внимание.
Так в 11 веке на Руси появились скоморохи – бродячие актеры, комедианты. В течение нескольких столетий они устраивали свои представления прямо на улицах, площадях, ярмарках. Они разыгрывали маленькие смешные сценки собственного сочинения, пели забавные песенки, показывали акробатические номера, дрессированных животных.
Скоморохи были бродячими артистами. Большой популярностью пользовались представления с ученым медведем – «медвежья потеха». Постоянного театра на Руси тогда еще не было. Такой театр открыл в Ярославле Федор Григорьевич Волков. Он рос сообразительным, наблюдательным, трудолюбивым, любил книги, музыку, сам сочинял песни, играл на гуслях, любил участвовать в домашних спектаклях. Волков создал театральную драматическую труппу и ставил спектакли в обыкновенном сарае, позднее построил деревянный театр. Множество людей приходили смотреть представления и восхищались талантом труппы. Слава о ярославском театре дошла до столицы, до императрицы Екатерины.
В январе 1752 года труппа Волкова указом императрицы Елизаветы Петровны была вызвана в Петербург. 30 августа 1756 был издан указ об учреждении постоянно действующего «Русского для представления трагедий и комедий театра». Волков обладал многими талантами: был замечательным актѐром, стихотворцем, живописцем, музыкантом, скульптором.
Виды театра
Театр – удивительное место, где показывают спектакли, звучит музыка, читают стихи, где танцуют и поют, где можно посмеяться и поплакать, где есть, над чем задуматься и чему удивиться. Иной раз бывает и страшновато, но чаще весело. Театр для того и создан, чтобы туда приходили зрители и смотрели представления. Театр – особое искусство. Есть театры разные.
Есть театр оперы и балета, где в спектакле главное – музыка. В опере (музыкально – драматическом спектакле), например, оперные артисты не говорят, а поют арии. Голоса у певцов в опере очень красивые, чистые. Но кроме голоса оперному артисту нужны еще и актерские способности – ведь это не просто концерт, а целый спектакль со своим сюжетом. В опере важно не только то, что поет певец, но и то, как он это делает, какие чувства передает зрителям. Как создается опера? Сначала выбирается какое – либо литературное произведение, например, сказка. По ней пишется либретто – текст – основа для будущего спектакля. Композитор сочиняет музыку, певцы разучивают свои арии. В опере может быть и ария одного певца, и дуэт, когда поют двое, и хоровое исполнение многих артистов, и просто музыкальные вставки. Всѐ это складывается в спектакль. Сочетание красивой музыки, красивых голосов и красивой истории – разве это не здорово!
Есть театр оперетты. Оперетта – веселый спектакль с музыкой, песенками, зажигательными танцами, остроумными диалогами. Балетное искусство – такой вид театра, где содержание передается зрителям без слов: музыкой, танцем, пантомимой. Слово «балет» происходит от латинского «танцевать». Создание балетного спектакля начинается с того, что автор пишет либретто – сценарий будущего представления, краткое изложение того, что увидят зрители. В либретто излагается сюжет, рассказывается, какие события и с участием каких персонажей развернутся на сцене. Потом на основе либретто композитор пишет музыку. Потом за дело берется балетмейстер – балетный режиссер. Роли поручаются артистам – танцовщикам. Все вместе они создают спектакль, танцуют. Обо всех событиях, отношениях героев друг с другом артисты балета рассказывают с помощью танца. Для создания определенного настроения, атмосферы, места действия используют декорации, которые создают художники. Особую роль играет в балете костюм: он должен быть лѐгким, удобным для танца, красивым. Танцовщики движениями передают самые разные чувства, и зрители радуются и грустят вместе с героями так же, как если бы слышали их речь.
А в драматическом театре главное средство – слово. Не случайно драматический театр называют иногда разговорным. Драмой или пьесой называют особый текст, который написан для показа зрителям, публике в театре. В драме нет описаний, как в рассказе или в сказке. О героях, о событиях драматург – писатель, который сочиняет драму, – рассказывает в диалоге, разговор. Если бы о нас написали пьесу, то драматург бы включил нас в список действующих лиц, а потом бы поместил в пьесу наши разговоры – диалоги.
Драматические спектакли бывают разные –комедия, трагедия, мелодрама. Комедия – спектакль весѐлый, трагедия – серьѐзный и печальный. Ведь в жизни есть не только радостные события. А трагедия заставляет людей задуматься. Мелодрама – пьеса, в которой происходят события грустные, но заканчивается всѐ хорошо – добрые герои становятся счастливыми, а злые – получают по заслугам.
Какой театр самый необычный? Таких театров много. Например, театр зверей. Там выступают звери. Роли в спектакле исполняют кошки, собаки, мыши или даже слоны. Есть ещѐ один театр – кукольный. Все мы знаем сказку Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». В ней рассказывается о приключениях деревянной куклы Буратино. А заканчивается сказка представлением в кукольном театре «Молния», где куклы сами пишут пьесы в стихах и сами в них играют. Театр кукол появился ещѐ в Древнем Риме. Постепенно кукольные герои появились во многих странах. В Италии любимцем зрителей стал Пульчинелла, в Англии – Панч, в России – Петрушка… На современной сцене кукольного театра куклы могут играть вместе с актѐрами. Это замечательный театр, и куклы там бывают самые разные. Есть верховые перчаточные куклы (их артист надевает как перчатку на пальцы, а сам прячется за ширмой), есть куклы на нитках, (кукловод управляет ими сверху, дѐргая то за одну ниточку, то за другую. Кукол этой системы часто называют марионетками, но это неправильно, потому что марионеткой во многих странах называют любую театральную куклу), тростевые куклы (их держат за палку, которая проходит через всю куклу. Актѐр управляет руками куклы с помощью тонких палочек – тростей, которые скрыты от зрителя в рукавах или в одежде куклы.
Театр теней — древнее искусство, зародившееся в Азии более двух тысяч лет назад, однако точно сказать — в Индии или в Китае, — нельзя. Согласно некоторым теориям, родиной театра считают даже Египет. Есть такая красивая легенда про это: Однажды в далекие времена в Китае жил один император. У этого китайского императора была любимая жена. Случилось так, что она заболела и умерла. Император был безутешен. Он удалился ото всех дел, ушел в свои покои, завесил окна тяжелыми занавесками, закрыл все двери и перестал разговаривать. Его придворные не знали, что делать. Дела империи стали приходить в упадок, а император находился в тоске по умершей жене. Однажды главный дворцовый придворный позвал императора в покои его жены и когда император зашел, то он увидел за занавеской силуэт своей умершей жены. Та встала и пошла, ее прекрасный профиль вырисовывался за занавеской на фоне солнца. Император был потрясен. Так главный придворный, показал императору чудеса Теневого театр и вылечил его от тоски. Император стал просить придворного каждый вечер показывать ему представления с куклой, которая была копией его жены. Стал приглашать на просмотры других придворных. Он смотрел, как тень его жены за занавеской движется: ходит, играет на музыкальных инструментах, садится у окна. Она так похожа на его любимую жену, только она – за тончайшей тканью. И императору вдруг стало понятно, что эта ткань – не вечная преграда между ними, и его любимая продолжает жить где-то, только не здесь, и он и его жена когда-то снова встретятся. Просто нужно время. С тех пор он повеселел и стал заниматься государственными делами. С этой прекрасной легендой связывают начало появления Теневого театра – искусства, пришедшее к нам в 200 году до нашей эры, в эпоху императора Хань-Ву-ци. Далее Театр теней начал свое триумфальное шествие по земле, он появился в Индии, Турции, прошел по всей Азии, с войсками Чингиз-Хана добрался до Европы, покорил ее, дошел до России, покорил весь Питербург, потом Москву.