Ежегодно 4 апреля, начиная с 2003 года, отмечается необычный праздник – Всемирный день крысы, созданный для привлечения внимания к этому неординарному животному и призванный объединить любителей декоративных крыс по всему миру.
Идея учреждения этого Дня принадлежит американским крысоводам, которые таким образом решили почтить своих хвостатых любимцев, декоративных крыс, а потом эту идею подхватили крысоводы и из других стран. Дата же 4 апреля была выбрана в связи с тем, что это день начала работы ratlist – самого старого интернет ресурса, посвященного декоративным крысам.
Кому-то может показаться странным, что крысе уделяется столько внимания, но стоит напомнить, что, например, в китайском календаре ей посвящен целый год (Год Крысы). Недаром её считают очень умным и ловким животным с весёлым нравом и потрясающей живучестью. Любители же декоративных крыс считают их не только нежными, общительными, любопытными и дружелюбными зверьками, но и буквально членами своей семьи, неизбежно привлекательными…
Недавно учёными было доказано, что помимо писка крысы общаются между собой с помощью ультразвуковых сигналов, неслышных человеческому уху, которых, как выяснилось, насчитывается десятки тысяч, что говорит о богатом словарном запасе этих животным. А ещё крысы способны сочувствовать…
Но стоит напомнить, что сегодня мы говорим именно о декоративных, домашних, крысах, которые отличаются от диких только тем, что выращены в неволе в энном поколении (кстати, «родиной» этих домашних животных считается Англия). Это значит, что такая крыса умна, как дикая крыса и ласкова, как домашний зверек, но до определенной степени, конечно же. Не секрет, что многие животные использовались медиками в качестве лабораторных уже много веков назад, и таланты лабораторных крыс не прошли мимо внимания человека. Так, например, впервые в мире крысы вышли на арену цирка в России – благодаря братьям Дуровым: именно они начали демонстрировать дрессированных крыс-альбиносов. А потом этих животных стали продавать на «птичьих» рынках и зоомагазинах, и сегодня по всему миру существуют клубы любителей крыс и крысиные питомники.
Декоративные крысы легко приручаются, не проявляют агрессии к человеку и кусаются лишь в крайней ситуации. Но всё же в большинстве своём общество предвзято относится к этому животному – долгие века «холодной войны» крыс и человека не прошли даром. Поэтому сегодняшняя дата – это возможность рассказать об уникальности данных животных, развеять существующие в обществе предрассудки относительно домашних крыс и призвать более терпимо относиться к этим хвостатым соседям.
К тому же Всемирный день крысы – ещё один повод для всех любителей этих животных провести время с друзьями-крысолюбами, поговорить о своих питомцах, преподнести им особые подарки или вкусности и запечатлеть для потомков их довольные мордашки. А некоторые даже проводят в этот день различные фестивали, выставки и вечеринки, главным действующим лицом которых являются крысы, и где стараются показать как можно большему количеству людей «заслуги» этих милых животных и ещё напомнить, что заводить крысу просто так – не имеет смысла. Крыса не игрушка и не развлечение, это живое существо.
Крысы в литературе
Пожалуй, самыми известными являются крысы из детской литературы. Впамяти всплывают крысиный король, Шушара, Чучундра, Лариса. Однако разница между ними больше, чем кажется на первый взгляд.
Описание поведения злой и голодной Шушары из сказки о Буратино – характерная зарисовка крысиных повадок, переданная за счет точного глагольного ряда: нюхает, шарит, сердито шуршит, ищет, тащит за собой длинный тонкий хвост, кидается, скачет, преследует жертву, набрасывается с бешеной злобой, вцепляется в горло и волочит в подполье. Имя этой серой хищницы соотносится как со звукоподражательным глаголом шуршать, так и с общеупотребительным просторечным собирательным существительным шу;шера, имеющим значение «сброд, ничтожество»: ходит тут шушера всякая. Словарь русского арго приводит различные варианты написания и толкования: шу;шара, шу;шера – это и «мелкий вор, воришка», и «жена, женщина». Тогда логично, что крыса у А. Толстого названа Шушарой – она воришка женского пола, хотя и крысы-самцы наверняка не менее вороваты.
У Николая Гумилева в стихотворении «Крыса» образ хищницы тоже зловещ и символизирует извечный детский страх – быть покинутым взрослыми, остаться без защиты, стать уязвимым перед лицом ужасной реальности.
Вздрагивает огонёк лампадки,
В полутёмной детской тихо, жутко,
В кружевной и розовой кроватке
Притаилась робкая малютка.
Что там? Будто кашель домового?
Там живет он, маленький и лысый…
Горе! Из-за шкафа платяного
Медленно выходит злая крыса.
В красноватом отблеске лампадки,
Поводя колючими усами,
Смотрит, есть ли девочка в кроватке,
Девочка с огромными глазами.
— Мама, мама! — Но у мамы гости,
В кухне хохот няни Василисы,
И горят от радости и злости,
Словно уголёчки, глазки крысы.
Страшно ждать, но встать еще страшнее.
Где он, где он, ангел светлокрылый?
— Милый ангел, приходи скорее,
Защити от крысы и помилуй!
А вот Чучундра из сказки Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» совсем не агрессивна, а наоборот – пуглива и бестолкова. Имя Чучундра звучит забавно и давно стало нарицательным: так чаще всего называют какого-нибудь простофилю, растяпу и недотёпу.
К тому же, как выяснилось, это вовсе и не крыса, а гигантская белозубка, чьё наименование по происхождению является североиндийским (на хинди и урду варианты произношения — чучу;ндер, чучу;ндар). У белозубки другие повадки и другой характер, недаром Чучундра описывается как существо робкое и трусливое, которое всегда ноет, печалится и жалуется на судьбу: «Чучундра села и заплакала; слёзы покатились по её усам. – Я несчастна, – прорыдала она. – У меня нет мужества выбежать на середину комнаты».
Зато крыска Лариска, что сидит в сумке у вредной старушки Шапокляк, наоборот, весьма шустра и проказлива, под стать своей хозяйке. В мультфильме по книге Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» Шапокляк и её питомица выглядят похожими: обе остроносые, вертлявые, да и действуют в тандеме слаженно, хотя и с разрушительным эффектом.
Шапокляк – образ, полный неожиданностей, как и головной убор, в честь которого она именована (по фр. chapeau – шляпа, claque – шлепок): она как складывающийся цилиндр, шляпа, в которой полно сюрпризов. Живя по принципу «Кто людям помогает — тот тратит время зря: хорошими делами прославиться нельзя», старушка и её сообразительная Лариска всё же иногда выступают на стороне добра. Говорят, Успенский признавался, что списал образ Шапокляк с первой жены, а художник-мультипликатор Леонид Шварцман – что придал ей внешнее сходство с собственной тещей. Как бы то ни было, у старушки элегантный наряд, стройная фигурка и очень милая улыбка. Да и крыса у неё не противная, не страшная.
Не сказать, чтобы в современной детской литературе крыса пользовалась особой популярностью, но всё же иногда она появляется на страницах сказочных повестей. Например, в знаменитой Поттериане Д. Роулинг подлый предатель анимаг Петтигрю большую часть повествования существует в виде крысы Коросты, мерзкого и трусливого существа. Другое дело – герой рассказа российской писательницы Марины Аромштам «Крыса-пианист». Нет, усатый грызун не музицирует, просто у него длинные «музыкальные пальчики», а живёт он простой жизнью домашнего питомца, строит «дачу» из газет в домашнем кресле и просится на ручки. В семье его любят за добрый нрав и за особый статус: влюблённая девочка когда-то подарила его мальчишке, страстно увлечённому биологией, поэтому крыса – это «дар любви».