Герб Чишминского района

Муниципальное автономное учреждение культуры
«Чишминская районная межпоселенческая библиотека»
муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан

«Мы против вандализма”-урок нравственности

Вандализм — форма деструктивного поведения, толкающая человека на порчу, осквернение и разрушение объектов общественного значения. Совершая акт вандализма, индивидуум: сознательно или неосознанно портит красивые вещи; разрушает памятники культуры, исходя из соображений протеста (может быть даже официальным); портит объекты общественного имущества из-за национальной, идеологической, религиозной ненависти и других видов нетерпимости по отношению к определенной социальной группе; устраивает атаку на интернет-ресурс, захламляя его постами сомнительного содержания (этот вид вандализма распространен на Википедии и аналогичных информационных ресурсах). Определение вандализма широкое, может по-разному трактоваться в зависимости от культурного или политического значения. Уголовный кодекс причисляет его к преступлениям против нравственности. Для вандализма синонимами будут такие понятия как «варварство», «дикость». Это более общие понятия, не раскрывающие особенностей явления. Виды вандализма Виды порчи имущества можно классифицировать по объектам, которые разрушает или оскверняет вандал. Классификация следующая: осквернение могил, вандализм на кладбище; сжигание церквей, икон, религиозных объектов; повреждение памятников и объектов культуры; реставрационный вандализм (неумышленный, произошедший при реставрации объекта культуры и искусства); граффити с антиобщественным содержанием; теггинг и бомбинг (подвиды граффити); сожжение книг.
Деятельность вандалов видна ежедневно, стоит выйти из дома. Это вандализм в подъездах (изрисованные стены, другие повреждения общественного имущества), общественном транспорте, гаражах, жилых домах, производственных строениях. Такие мелкие действия уже даже не замечаются, настолько привычными они стали. Самые бытовые примеры: Сожжение кнопок в лифте. Разрушение лавочек у дома. Разрезание сидений в общественном транспорте. Рисование граффити, не несущего художественной ценности. Рисование нацистской символики на стенах зданий. Обливание краской памятников, сбрасывание их с постаментов. Упоминания вандальных действий есть в литературе, известны в истории. О проблеме вандализма аргументы из литературы затрагивают тему разрушения и осквернения церквей, памятников. Исторические примеры крупных, даже массовых актов: Фашистский вандализм. Разрушение статуй Будды участниками террористической группы Талибан. Уничтожение террористами памятников шумерского, вавилонского искусства.
Наверняка,  не раз приходилось слышать о проделках хулиганов, которые изрезали сидения в автобусе или разбили стекла в электричке. «Вот вандалы!» — думали , неодобрительно качая головой. Это слово настолько сильно вошло в обиход, что мы редко задумываемся о его происхождении. Так кто же такие вандалы на самом деле?
Изначально вандалами (или вандилиями) называли представителей германского племени Вандалов – одного из многих племен, кочующих по Европе во время Великого Переселения Народов.
Впервые германские племена вандалов упоминаются в 1 веке нашей эры у Плиния Старшего. Согласно этому автору, вандалы (или вандилии) представляли собой северо-восточную группу германцев, в составе которой были варины, бургундионы, гутоны и карины. Также известно, что в составе вандалов были племена силингов, асдингов и лакрингов (возможно карины?). Вандилии упоминаются также у Тацита. Согласно данным историка 6 века, Иордана, эти племена изначально проживали где-то в Прибалтике (по современным данным, между Одером и Вислой), а когда туда из Скандинавии пришли готы, вандалы были вынуждены переселиться к границам Римской империи. С ранней историей этого народа часто связывают начальный этап становления пшеворской культуры, распространенной в междуречье Вислы и Одера во 2 веке до н.э. – 4 веке н.э.
Судя по всему, новой родиной для вандалов на короткое время стали земли Меотиды в бассейне Азовского моря. На это указывает Прокопий Кесарийский, и это подтверждается тем, что вандалы находились в тесном союзе с сарматским (готским, согласно Прокопию) племенем аланов, кочевавшем в те времена как раз по соседству с Меотидой. Союз с аланами был настолько тесен, что они в дальнейшем сопровождали вандалов на всем их долгом пути из Меотиды в Испанию и дальше в Африку в эпоху Великого переселения народов.
К началу V века н.э. Западная Римская Империя постепенно теряла свое влияние и военную мощь под натиском многочисленных варварских племен. На бывших землях некогда могущественного государства творился хаос: новые племена покоряли города, но на их место через пару лет приходили новые завоеватели. Одним из таких племен и являлись вандалы, которые из Германии переселились сначала в Испанию, а оттуда вынуждены были перебраться в Северную Африку. Причины этого исхода непонятны: одни историки утверждают, что вандалы были вытеснены другими племенами, другие говорят, что вандалы были приглашены в Африку римским наместником, который хотел чужой силой присвоить себе провинции и стать в них единоличным правителем.Так или иначе, к 435 году вандалы овладели большинством территорий в Северной Африке. Хрупкий мир с Римом продлился недолго, и уже в 439 году под натиском германцев пал город Карфаген. Раздираемая врагами империя не могла ничего противопоставить варварам, поэтому была вынуждена признать их завоевания и заключить мир.12 апреля 2023 года состоялся урок нравственности «Мы против вандализма» для учащихся 7,9 классов .
В ходе мероприятия ребята узнали о значении термина – «вандализм», об основных причинах побуждающих человека к порче и разрушению имущества, об ответственности которую будут нести те, кто причиняют вред материальным и культурным ценностям. При помощи наглядного материала( сломанной скамейки во дворе школы), дети познакомились с плачевными последствиями проявления актов «вандализма» , а так же узнали о необходимости уважительного отношения к национальному и культурному наследию, историческим ценностям, продуктам человеческого труда и творческой деятельности.