“Великий просветитель”
К 150 летию со дня рождения Зия Камали в сельской мечети с. Горный была организована беседа “Великий просветитель”
Мусульманский Ломоносов, основавший легендарное медресе
Человеком, который достиг этой амбициозной цели, был не какой-нибудь потомственный дворянин, не наследник богатого промышленника и даже не отпрыск муллы.
Им был сын келяшевского крестьянина, в сезон уходившего бурлаком на Волгу, Парвазетдин Ямалетдинович Камалетдинов — ныне известный как Зия Камали. Его можно смело назвать тюркским Ломоносовым — их судьбы во многом похожи. Выходец из бедной крестьянской среды он прошел курс медресе Хайруллы бин Усмана в Уфе. Прогрессивный мудир (ректор) оценил способного шакирда — по инициативе Усманова благотворительный фонд «Джамият хайрия» отправил Камали сначала в университет Стамбула, где юноша год занимался математикой и естественными науками, а оттуда в «Аль-Азхар».
В Каире Камали в совершенстве овладел арабским, фарси, а кроме того английским и французским языками. Ректор «Аль-Азхара», знаменитый религиозный деятель Мухаммад Абдо предложил блестящему студенту продолжить учебу в Сорбонне. Но под влиянием взглядов Абдо Камали принял иное решение — служить просвещению на родине — и накануне революции 1905 года вернулся в Уфу. Воочию наблюдая мятежные события в Уфе, Зия-эфенди укрепился в своих взглядах: единственный благоприятный выход из социального и национального неравенства, угнетения и отсталости — доступное образование для мусульман на родном и арабском языках.
В октябре 1906 года Камали основал медресе «Галия», воплотившее идеалы Камали об университетском, то есть комплексном, всестороннем обучении шакирдов. Формально «Галия» называлась духовным учебным заведением, так как, согласно законам Российской империи, на национальных языках можно было преподавать только религиозные предметы (в связи с этим медресе было под строгим наблюдением жандармского управления). И все же Камали взял на себя большой риск: помимо богословия, фикха, истории и философии ислама, шакирды «Галии» изучали математику, физику, химию, ботанику, геологию, анатомию, физиологию, географию экономику, педагогику, не считая арабского, турецкого, татарского, русского языков и литературы. При этом естественным наукам уделялось вовсе не второстепенное значение.
Камали, посвятивший всю свою жизнь работе «Философия ислама», проследил преемственность исламской и европейской культур и мировоззрений — и подобно тому, как философские и научные достижения Античности были спасены от уничтожения в темные периоды Средневековья и развиты арабскими учеными в эпоху Аббасидов, так и открытия современной западной науки должны были помочь мусульманам преодолеть религиозный и академический застой.
Для гармоничного развития своих студентов Камали ввел в программу занятия физкультурой, устраивал литературные и музыкальные вечера с театральными постановками, в его медресе издавались рукописные журналы, был свой хор и струнный оркестр под руководством профессора Варшавской консерватории Вильгельма Клеменца.
Неудивительно, что выпускники медресе прославились каждый в своей области: поэты Шайхзада Бабич, Хасан Туфан, писатели Сайфи Кудаш, Зариф Башири, Магжан Жумабаев, драматург Хабибулла Габитов, журналисты Мухаммед Бикбулатов, Лутфи Гадилов, Мир-Якуб Дулатов, композитор и музыковед Султан Габяши, блестящий дипломат, первый посол СССР в Саудовской Аравии Карим Хакимов, политики и участники национально-освободительного движения Шариф Манатов, Нуриагзам Тагиров и другие.
Вольнослушателями медресе были тот же Галимджан Ибрагимов и классик татарской и башкирской литературы Мажит Гафури. Камали и Гафури связывала долгая дружба. Известно, что мудир «Галии» поддерживал писателя в трудные годы — приютил писателя в своем доме на Никольской, 89 (ныне — Гафури, 89).
Именно тут Гафури встретил революцию, пережил голод 1921-1922 годов, написал поэмы «Кеше ашаучылар» («Людоеды») и «Рабочий», рассказы «Дикий гусь», «Наемник», «Золотоволосая» («Алтынчач»), «Солдатская вдова», множество стихов, а также выпустил сборник «В когтях у голода», гонорар от которого он отдал в фонд голодающих.
омимо организационной и педагогической работы в медресе, Камали умудрялся находить время и для теологических изысканий: написал четырехтомный труд «Философия Ислама», монографии «Религиозные устроения», «Истинный путь Корана», «Наши духовные школы — мектебе и медресе», первым перевел Коран на татарский язык. Камали посвящал себя также духовному служению: с 1909 по 1924 годы он был имам-хатыбом Второй соборной мечети, в 1924 году, после смерти Мухаметсабира Хасанова, возглавил Третью соборную мечеть.
Во время революции Камали не мог оставаться в стороне от политической жизни — он был членом Союза мусульманского духовенства и других комитетов, участвовал в съезде мусульман в мае 1917 года в Москве. Он стремился добиться больших прав и свобод для мусульман в общественной, образовательной и религиозной сферах.
Но следом за Февралем пришел Октябрь и унес, растоптал все, что Камали создал с таким трудом, все чем он жил. Большая часть преподавателей и шакирдов медресе были репрессированы и погибли в 30-40-е годы. А само здание «Галии» было разорено — в гражданскую войну тут разместили конюшни, остатки архива и библиотеки были уничтожены в пожаре, который устроила отступающая белая армия. В 1919 году здание восстановили и открыли мужскую школу второй ступени для башкир и татар. А Камали отошел от всех дел, кроме духовного поприща. В 1923 году он был избран членом Центрального духовного управления мусульман европейской части СССР. И 13 лет, вплоть до своего ареста по 58 статье по делу того самого управления, его занимала одна опасная и многотрудная задача — сохранить право мусульман исповедовать ислам в тоталитарном государстве.
Выдающийся исламский просветитель разделил участь мученика. Зия-хазрат был арестован в 1936 г. и осужден вместе с другими членами ЦДУМ. В 1938 году он был осужден на 7 лет с отбыванием наказания в лагере НКВД на станции Медвежья Гора Кировской железной дороги Беломоро-Балтийского комбината. Но этого палачам показалось мало, в 1938 году Камали вновь этапировали в Уфу для дорасследования, допрашивали 18 раз и, ничего не добившись, в 1939 году отправили обратно в лагерь. Зия-эфенди заболел в пути и скончался в тюрьме г. Самары в 1942 г.