18 апреля отмечается Международный день памятников и исторических мест
Ежегодно 18 апреля (начиная с 1984 года) в мире отмечают Международный день памятников и исторических мест или День всемирного наследия. История создания праздника такова. 18 апреля 1982 года Международный совет по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) на симпозиуме в Тунисе внес предложение о проведении глобального «Международного дня памятников и исторических мест». Организация ИКОМОС была основана после того, как появилась потребность в защите ценных исторических мест. В состав этот организации входят архитекторы, инженеры, географы, инженеры-строители, художники и археологи. С момента своего создания ИКОМОС вырос и на сегодняшний день насчитывает почти 10 000 членов из более чем 150 стран мира. Цель создания Дня всемирного наследия – отметить разнообразие культурного наследия во всем мире, а также повысить осведомленность о его актуальности, степени уязвимости и его сохранению для будущих поколений. Вслед за этим Генеральная конференция ЮНЕСКО в ноябре 1983 года на своей 22-й сессии приняла резолюцию, в которой государствам-членам рекомендовалось изучить возможность провозглашения «Международного дня памятников и исторических мест». Каждый год для проведения праздника ИКОМОС придумывает тему дня. Национальные комитеты ИКОМОС могут предлагать темы, которые имеют отношение к их странам. Например, некоторые из тем в последние годы: «Сельские пейзажи» и «Общие культуры, общее наследие, общая ответственность». Для тех, кто не знает, объект наследия – это место, имеющее культурное значение. Он сохраняет наследие нематериальных атрибутов и физических артефактов общества или группы, унаследованное от предыдущих поколений.
В Чишминском районе находятся два интересных древних архитектурных памятника башкирской культуры – мавзолеи.
Мавзолей Хусейн-бека
Этот мавзолей находится на особо почитаемом священном ханском кладбище «Ак-зиярат». Считается, что он был одним из самых ранних мавзолеев Башкирии.
Хусейн-бек считается основоположником мусульманства в Башкирии. Процитирую предание по книге Н.А. Мажитова и А.Н. Султановой «История Башкортостана. Древность. Средневековье»:
«В начале XIV века башкирский хан Борак обратился к правителю Туркестана Ахмеду Ясави с просьбой прислать им человека, который смог бы проповедовать ислам среди башкир. Ахмед Ясави-хан незамедлительно послал в Башкортостан своего ученика Хусейн-бека с этой благородной миссией. Важное духовное лицо, несомненно, устроился при ставке хана. В проповеди ислама Хусейн-бек не был одинок, на это дело он сумел направить своих сторонников и единомышленников из Туркестана и Бухары. Когда Хесейн-бек достиг определенных успехов на миссионерском поприще, он предпринимает путешествие в Мекку для совершения Хаджа. Из Мекки он вернулся с ореолом почета и титулом «хаджи» – теперь он Хаджи Хусейн-бек; становится имамом, духовным главой мусульман Башкирии. Хусейн-бек до самой смерти находился при ставке хана и в последствии похоронен на ханском кладбище «Ак-зиярат».
По легенде в 1393-94 годах Тамерлан встал на зимовку рядом с будущим поселком Чишмы и от местных жителей узнал, что здесь покоится его уважаемый земляк. Тамерлан велел построить над могилой Хусейн-бека величественную гробницу. Надгробную плиту привезли из Туркестана, по преданию, на 12 волах. Текст этой плиты гласит:
«Справедливый в своих решениях Хусейн-бек сын Омар-бека …рсасского из Туркестана, покойного, боже мой, помилуй милостью обширною, чти же его своим благодетелем. Скончался (девятого) дня благословенного богом месяца четвертого, года семьсот сорокового».
Если перевести дату на христианское летоисчисление, то получается, что он умер 15 сентября 1339 года. Хусейн-бека называют первым имамом на территории современного Башкортостана.
Со временем старинный мавзолей разрушился. Побывавший тут в 1910 году фотограф С.М. Прокудин-Горский запечатлел уже бесформенные руины и стоявший в них надгробный камень зеленого цвета.
В 1911 году по инициативе уфимского муфтия М. Султанова мавзолей был заново отстроен, но при этом он изменил первоначальную форму. Мавзолей утратил свои портально-купольные формы и стал центрическим. Граненый купол был заменен полушаровидным.
В 1985 году Г.Н. Гарустович проводил здесь археологическое исследование. В ходе раскопок внутри мавзолея Хесейн-бека обнаружили девять захоронений. В трех из них были взрослые, а в шести – дети. В центре, судя по всему, лежал сам Хусейн-бек. Рост Хусейн-бека оказался 160 см, возраст 25-30 лет. На останках не отмечено следов заболеваний, которые могли бы вызвать изменения костной системы. На основе черепа был восстановлен портрет этого человека. Кем были похороненные рядом с ним – неизвестно. Возможно, они были родственниками Хусейн-беку.
Неподалеку от мавзолея сохранилось шесть старинных каменных могильных плит с надписями на арабском. Народная молва приписывает их к военачальникам Тамерлана, которые будто умерли во время его зимовки в Башкирии из-за случившегося по неизвестной причине мора. GPS-координаты мавзолея Хусейн-бека: N 54° 34.862´; E 55° 25.018´.
Мавзолей Тура-хана
Второй мавзолей, Тура-хана, расположенный примерно в 10 км, более молодой – начала XVI века (также встречается датировка XIV или вовсе XII век). Мавзолей был построен из грубо обработанных известняковых и песчаниковых плит.
Внутри археологами было выявлено два захоронения. Один из умерших лежал в деревянном гробу на спине, головой на запад. Сохранились остатки нижней части длинной рубахи, орнаментированной вышивкой в виде кругов. Рядом были найдены следы фундамента – подобного мавзолея или мечети.
Этот мавзолей находится рядом с дорогой от поселка Чишмы к деревне Нижние Термы, на холме в 100 м от трассы. Рядом с данным мавзолеем началось строительство Евразийского музея кочевых цивилизаций. Это будет большой проект, состоящий из четырех основных частей: музей (10 тыс. кв. м), конгресс, центр башкирской лошади и этнодеревня, спа-отель «Кочевник». Там туристы смогут воочию увидеть древний Башкортостан и отдохнуть.
Южный Урал был важным центром диалога цивилизаций Востока и Запада, пересечением традиций, бытовых укладов и именно здесь зарождались основы государственности национальных регионов, которые входят в состав России.