Мавзолей Тура-хана
-
Археологический памятник XIV в. Расположен в 1,5 км к северо-западу от деревни Нижняя Тима на второй надпойменной террасе левого берега реки Слак. Памятник впервые описан в 1772 году П.И. Рычковым, в XIX в. Осматривался В.С. Юматовым, Н. Шаленковым, описан Р.Г. Игнатьевым, П. Юдиным, в 1956-1957 гг. – А.П. Смирновым, Б.Г. Калимуллиным.
Легенда приписывает его сооружение Турахану. Но, скорее всего, это не имя исторического лица, а искаженный его титул, буквально переводимый как «господин – хан». Когда-то вокруг стен размещалось старое кладбище, но в период борьбы с «религиозными пережитками» надгробные камни с надписями уничтожили.
Одиноко стоящее на холме белокаменное здание портально-купольной формы и в наше время поражает своей монументальностью. Широкая безлесная пойма реки Слак оттеняется поросшим травами склоном мыса. И стоящий там древний мавзолей с устремленным вверх куполом производит внушительное впечатление.
Для строительства использовались слегка подработанные плиты известняка и песчаника. Кладка велась на известковом растворе высокого качества. Размеры этого мавзолея поменьше, чем у его «собрата» в Чишмах. Толстые метровые стены на высоте около четырех метров переходят в невысокий барабан в виде граненого цилиндра, который увенчан восьмигранным шатровым куполом. Общая высота строения превышала семь метров, но к нашему времени вершина купола осыпалась до середины своей высоты.
Средневековые зодчие оригинально решили проблему устойчивости стен здания, облегчив купол посредством применения легкого природного материала – вулканического туфа. Обычная для мусульманской средневековой архитектуры трехчленность (стены, барабан, купол) требовала продуманности переходов от четверика стен к следующей архитектурной части – барабану. Неизвестные зодчие просто и оригинально решили эту непростую задачу. Чтобы сделать гармоничный переход квадрата к восьмиграннику, они как бы срезали углы стены, добившись тем самым удвоения граней. Этот прием называется срезанным или скошенным тромпом.
Не менее оригинально древние строители исполнили еще один элемент, предписываемый канонами ислама, – портал. Портальная арка (пештак), обрамляющая вход, в мусульманской архитектуре служила главным украшением фасада. Она, как правило, являлась продолжением боковых стен и возвышалась над ними. В кэшэнэ Турахана вход вынесен за счет пристройки своеобразной крытой галереи, низкой и неширокой. Вход устроен в восточной стене, а с запада и юга облик стен оживлялся невысокими оконными проемами с полукруглым завершением. Внутреннее пространство кэшэнэ поражает аскетизмом, простой земляной пол и полумрак вызывают чувство благоговения.
Около здания чуть заметно торчит из земли широкий камень с куфической надписью: «Бог бессмертен; всякий, повинившийся Богу, должен по воле Божией умереть, когда наступит тому время». «Все, кто на сем свете, по воле Божией, пойдут на тот свет, и каждый должен дать там ответ, что сделал хорошего или худого». «На сем месте погребена Схиб-Зимал, жена хана». Обширные развалины около гробницы этой указывают на значительной величины город с признаками магометанских мечетей. Башкирское предание называет владетелем этого города Тура-хана, потомка Чингисхана, который (т.е. Тура-хан) был под властью сибирского хана Кучума, но потом, поссорившись с последним, он со своей ордой, в числе 8000 кибиток, откочевал к реке Уфе, затем, простояв 4 месяца около Тура-тау (городская гора), удалился на Ислак и там основал город, признав власть царя Казанского.