Литературный странник. К 180-летию со дня рождения К.М. Станюковича
Константин Михайлович Станюкович родился в Севастополе в семье Михаила Николаевича и Любови Федотовны (урожденной Митьковой) Станюкович. Он являлся потомком литовского дворянского рода Вадвич, переселившегося в Россию из Литвы в XVII в. (в русском подданстве − дворяне Смоленской губернии). Отец писателя был потомственным моряком, служившим во флоте с 1802 года, адмиралом, комендантом порта и военным губернатором Севастополя. Мать происходила также из морской династии. Константин был восьмым, младшим ребенком в семье, жившим по установленному отцом распорядку − «как на корабле»: чрезмерная строгость, но справедливый демократизм воспитывали самостоятельность. Отец писателя стал прототипом героя его повести «Грозный адмирал». Будущий писатель рано научился читать, занимался языками. Среди его преподавателей был ссыльный петрашевец И.М. Дебу. Во время боев в Севастополе 1855 года Станюкович щипал корпию и доставлял ее на перевязочный пункт, за что был награжден бронзовой и серебряной медалями на Андреевской и Георгиевской лентах. Об обороне города впоследствии было написано в его повести «Севастопольский мальчик».
В 1855 году Константина определили в Пажеский корпус, в 1857 году, после гибели капитан-лейтенанта брата Николая он был переведен в Морской кадетский корпус, − чтобы сохранить фамилию во флоте. За тягу к писательству молодого человека его ближний круг называл «литератором». Первой публикацией Станюковича стало его стихотворение, изданное братом Александром, в журнале «Северный цветок».
Летом 1860 года во время практики на Балтийском море Станюкович, не привыкший к поблажкам дома, тем не менее был поражен жестким порядком службы. Он объявил отцу о намерении перейти в университет, но по ходатайству родителя, не желавшего идти на поводу у сына, в октябре того же года был отправлен в трехлетнее кругосветное плавание на корвете «Калевала». В июле 1861 года его списали на берег из-за тропической лихорадки. В ноябре того же года К.М. Станюкович произведен в гардемарины. В 1862–1863 годах − он на службе при командующем Тихоокеанской эскадрой адмирале А.А. Попове, который послужил прообразом героя повести Станюковича «Беспокойный адмирал». Именно по рекомендации А.А. Попова состоялись первые публикации Константина Михайловича в «Морском сборнике». Очерки, вошедшие в его первую книгу «Из кругосветного плавания», позднее отразятся в более зрелых «Морских рассказах».
В августе–сентябре 1863 года Станюкович в виде особого знака отличия был направлен из Сингапура в Петербург с депешами к управляющему Морским министерством; позднее назначен в Петербургский 11-й Флотский экипаж с производством в мичманы. Пренебрегая перспективой блестящей карьеры и уговорами великого князя Константина Николаевича, несмотря на слова отца «…и забудь отныне, что ты мой сын» (повесть «Грозный адмирал»), Константин Михайлович Станюкович уходит в отставку.
В 1865 году Станюкович едет учителем в с. Чаадаево Муромского уезда Владимирской губернии. За 8 месяцев учительства он добивается поддержки крестьянского схода и любви учеников («Из воспоминаний “сельского учителя”»). По возвращении в 1867 году венчается с Любовью Николаевной Арцеуловой, дочерью морского инженера, пианисткой, ученицей А.Г. Рубинштейна.
Вскоре К.М. Станюкович становится автором журналов «Будильник», «Искра». Добровольное «хождение в народ» начинающего писателя не просто соответствовало духу своего времени, но и было потребностью его души. Темы социального равенства, обнищания рабочих и крестьян, поиск путей организации артелей и общин, а также проблемы равноправия женщин, образования и состояния сельской медицины, − все это становится для Станюковича «злобой дня». Однако семья требовала его заботы, поскольку писательским трудом прокормиться было весьма сложно. Он становится служащим Управления Курско-Харьковско-Азовской железной дороги (1869–1871), работает в Обществе взаимного поземельного кредита (1871–1874), в Волжско-Донском обществе управляющим пароходством по Дону и Азовскому морю (1874–1876). Так постепенно собирался материал для литературных произведений молодого автора.
В 1872 г. Станюкович пишет пьесу «На то и щука в море, чтобы карась не дремал», главная тема которой – странный симбиоз безденежных, но влиятельных представителей высшего света с разбогатевшим мужиком-хищником, что очень хорошо рисовало картины зарождавшегося капитализма (в 1881 году в Москве состоялась премьера пьесы в Театре в Петровском парке). С 1875 года писатель становится сотрудником журнала «Дело», где двумя годами раньше был издан его первый роман «Без исхода».
Только с 1877 года Станюкович получает возможность оставить службу. Начиная с апреля этого года как прозаик и публицист он печатается в каждом номере журнала «Дело». В 1880 году, после смерти издателя журнала Г.Е. Благосветлова, Станюкович становится одним из редакторов журнала, а в 1883 году – его издателем.
Уже с конца 1870-х годов писатель известен широкой публике и как активный публицист. Так, в 1877–1878 годах он печатает фельетоны в газете «Новости», в 1878–1880 годах в газете «Молва» ведет ежедневный обзор событий. Одновременно входит в редакции газет «Русская правда» (1880), «Порядок» (1881). Широта взглядов Станюковича и его общественная позиция поразительны. Будучи твердым «государственником» и консерватором, выезжая за границу, он материально поддерживает народовольческую эмиграцию, привлекая ее к сотрудничеству (анонимные публикации статей Л.А. Тихомирова, П.Л. Лаврова, И.Я. Павловского и др.). Его фельетонный цикл «Картинки общественной жизни» («Письма “знатных” иностранцев») дает сатирическую летопись текущих событий; продолжая следовать заветам шестидесятников, он отстаивает «западный» идеал общественного устройства.
С начала 1880-х годов Станюкович был под наблюдением полиции, в 1883 году на него заведено уголовное дело, а через год последовал арест. Его обвиняли в непродолжительном сокрытии на своей квартире народовольца Л.Ф. Мирского, совершившего покушение на шефа жандармов генерал-адъютанта А.Р. Дрентельна, в контактах с народовольцами.
Находясь в тюрьме, писатель продал через поверенного журнал «Дело», пережив вместе с крахом своего литературного детища и смерть дочери Любови. Приговором после годичного заключения в Доме предварительного заключения стала административная высылка в Томск на три года, куда Станюкович вместе со всей семьей отбывает летом 1885 года. Там он служит конторщиком на строительстве Обь-Енисейского канала, сотрудничает в «Сибирской газете».
Он развивает морскую тематику и в других произведениях: «Морские силуэты» (1896), «Среди моряков» (1897), «Максимка» (1896). Среди его героев − не только моряки, но и вызывающие неподдельную нежность образы детей, домашних питомцев («Максимка», «Васька», «Куцый», «Собака», «Мунька»). Значительное место занимает описание моря, что породило расхожее сравнение «Морских рассказов» с живописью И.К. Айвазовского, о чем говорил искусствовед П.П. Перцов.
Станюкович открыл в «Морских рассказах» флотский быт и тип русского моряка − вослед открытию военного быта Л.Н. Толстым (см. рецензию К.К. Арсеньева «Модная форма беллетристики»). Писатель пропагандирует новый тип морского начальника, который задолго до указа об отмене телесных наказаний уже запретил их на своем корабле (капитан корвета «Коршун» Василий Федорович в повести «Вокруг света на “Коршуне”»). Устами своего героя Станюкович говорит: «Русский матрос – золото… Он смел, самоотвержен, вынослив и за малейшую любовь оплачивает сторицей», призывая отказаться от наказания матросов.
Самые проникновенные страницы произведений Станюковича посвящены рядовым матросам. Вчерашние крестьяне, часто до призыва на флот никогда не видевшие моря, постепенно становятся отважными моряками. В минуту опасности они рискуют жизнью, не рассчитывая на награду и даже не задумываясь, что совершают подвиги. Молодой паренек Кушкин, служивший первый год на флоте, ласково прозванный «матросиком», ценой своей жизни спасает всю команду (рассказ «Матросик», 1898).
Летом 1888 года подошла к концу трехлетняя ссылка, и Станюкович выезжает из Томска за границу. Вернувшись в Петербург в следующем году, он получил предупреждение от полиции − не заниматься публицистикой. В 1895–1897 годах жил в Москве, продолжая цикл «Письма “знатного” иностранца».
35-летие литературной деятельности Станюковича в 1896 году широко отмечалось в обществе, его поздравили А.П. Чехов, В.Г. Короленко, Д.В. Григорович, Н.Н. Златовратский, Н.К. Михайловский и др. Юбиляру Петербургским комитетом грамотности была присуждена золотая медаль. В письме организаторам юбилея Станюкович писал: «…Я как писатель был и есть, выражаясь метафорически, одним из матросов, не боящихся бурь и штормов и не покидающих корабля в опасности. Но ни капитаном, ни старшим офицером, ни даже рулевым литературным не был».
В 1897–1898 годах в Москве вышло собрание сочинений Станюковича. В 1901 году, к 40-летию его литературной деятельности, он становится лауреатом Пушкинской премии.
В марте 1898 г. умер от тифа 15-летний сын Константина Михайловича. Потрясенный его смертью, Станюкович был вынужден, превозмогая душевную боль, работать над повестью «Похождения одного матроса» для детского журнала «Родник».
Интенсивная работа приводит к ухудшению здоровья, и по совету врачей в ноябре 1902 г. писатель уезжает в Италию (Рим, Неаполь). В русских газетах появляются ложные сообщения о кончине Станюковича и их опровержение, однако 7(20) мая 1903 года К.М. Станюкович скончался в Неаполе и был похоронен на греческом кладбище Поджиореале.
По материалам сайта https://godliteratury.ru/articles/2023/03/30/rgali-k-180-letiiu-so-dnia-rozhdeniia-konstantina-mihajlovicha-staniukovicha